СТЭНЛИ КУБРИК "КОСМИЧЕСКАЯ ОДИССЕЯ 2001". О СЪЁМКАХ


 Стэнли Кубрик и Артур Ч. Кларк во время работы
над сценарием (они в Кубриковской квартире)

Фильм был снят не по книге, а по сценарию, написанному Кубриком и писателем-фантастом Артуром Кларком (ну, как не по книге? не совсем - Кларк предложил Кубрику шесть своих расказаов, сценарий появился на основе одного из них. Ещё параллельно со сценарием Кларк написал одноимённую книгу; она отличается от фильма).

После завершения "Доктора Стрейнджлава..." Кубрик загорелся идеей снять фильм о внеземной жизни. С Кларком его свёл сотрудник Columbia Pictures Роджер Карас, упомянув, правда, что Кларк - "жуткий отшельник". Кларк предложению о сотрудничестве обрадовался, на "отшельника" - обиделся; началась работа над сценарием.

Название "Одиссея" придумал Кубрик: ему хотелось нетрадиционного для фантастического фильма названия, поэтому он провёл параллель с произведением Гомера. 
"Для греков необъятное море было таким же таинственным и далёким, как космос для нашего поколения" (цитируем Кубрика, конечно). 
Кубриковский шедевр также мог называться: "Как была завоёвана Солнечная система", "Как был завоеван Запад", "Путешествие за звездами".


счастливый Кубрик на съёмках - возле третьего павильона
(в нём снималась "Заря человечества")

Создание "Одиссеи" заняло три года – шесть месяцев подготовки, четыре с половиной месяца работы с актёрами, полтора года на съёмки спецэффектов.На протяжении всей подготовки и съёмок фильма Кубрик консультировался со специалистами из NASA.

Стэнли Кубрик, Артур Ч. Кларк и консультант из NASA Фрэд Ордвэй (Fred Ordway) (он в белом)

Просто на всякий случай напомнимаем: никаких компьютерных технологий во время съёмок "Одиссеи" не было.

А теперь - самое интересное: что и как было сделано.


НЕВЕСОМОСТЬ:


внутри центрифуги (конечно, Кубрик и актёры)
"Невесомость" получили, использовав центробежную силу (когда аппарат вращается вокруг своей оси, всё его содержимое за счёт этой силы прижимается к внешней стенке). В студии были построены огромные декорации – гигантская центрифуга стоимостью $750 тысяч и диаметром более 10 метров создавалась шесть месяцев. Все оборудование и мебель, которые находились внутри центрифуги, были привинчены к ее полу. Ширина интерьера центрифуги достигала трех метров (здесь были: душевая, компьютер, пять анабиозных камер для тех астронавтов, место для отдыха и всякое другое).

Центрифуга при необходимости разделялась на две одинаковые половины, внутрь неё вставлялась камера. У камеры внутри было два положения: закрепленное, когда камера стояла на месте и двигалась вместе с центрифугой – для сцен, которые показывают актеров, бегущих по потолку центрифуги; и движущееся, когда камера двигалась за актером или перед ним в момент его движения.

 
                                                                              центрифуга для создания невесомости                                                                


ПРЕДМЕТЫ В НЕВЕСОМОСТИ:

Сцена в начале фильма: ручка вылетела из кармана спящего пассажира, стюардесса вернула её на место. Плавающая в невесомости ручка была реализована просто: она была приклеена двусторонним скотчем к стеклу, которое вращали за пределами видимости камеры, стюардесса её не "ловила", а отклеивала.


ЛЕТАЮЩИЕ ЛЮДИ:

Использовались тросы. Стереть их с помощью компьютера было невозможно, поэтому съёмочная группа всяечески изгалялась, меняя угол съёмки и закрывая тросы телами актёров. Именно поэтому в сцене, где Дэйв прыгает в шлюз, он летит прямо на нас (а как иначе скрыть верёвку?) Шлюз располагался в потолке декорации, а актер висел на тросе, другой конец троса был прикреплен к более крупному каскадеру. Камера располагалась на полу и смотрела вверх. В этих кадрах актер Кир Далли (Keir Dullea) прыгал вниз лицом в камеру, в момент, когда он пролетал в двери, со своей площадки за кадром прыгал каскадер, своим весом тянувший Кира вверх. После чего Кир хватался за поручень в стене.
«Я падал лицом в камеру, приближаясь к ней очень близко, - вспоминает актер. – Поэтому здесь нельзя было использовать каскадера – люди бы это увидели. Но это было ужасно страшно. Больше ни для одного режиссера я бы такое не повторил. Хорошо, что мы сделали только один дубль». 
 Кубрик - режиссёр, он режиссирует



И ЕЩЁ ПРО НЕВЕСОМОСТЬ: ЗНАМЕНИТАЯ СЦЕНА СТЮАРДЕССЫ С ПОДНОСОМ

Было создано несолько вращающихся декораций. Сцена со стюардессой снималась в одной из них. Декорация состояла из двух цилиндров. Пока дама идет по ближнему (на его движении закреплена камера), вращается дальний. Как только она переходит на черную дорожку и начинает двигаться, "нарушая" законы гравитации, внешний цилиндр декорации, с которого она сошла, начинает двигаться в противоположную сторону, а дальний - останавливается. Таким образом, нам кажется, что стены вокруг камеры по-прежнему неподвижны, а актриса идет по стенке цилиндра.
 знаменитый кадр со стюардессой и подносом


КОСМИЧЕСКИЕ КОРАБЛИ:
Ну, совершенно очевидно, что это - модели, но выглядят они чрезвычайно реалистично. Как..?

Во-первых, это были чрезвычайно детализированные модели (чётко простроены все детали).

Во-вторых, для такой детализации нужен соответствующий размер: размер всех "космических кораблей" - несколько метров.

В-третьих - а вот теперь подробно - реалистичное движение в космосе. Чтобы модель корабля выглядела как корабль, а не как модель, её надо было показать в фокусе всю от переднего края до заднего. А вот теперь технический момент: модели огромного размера - значит, надо максимально закрыть диафрагму камеры - но тогда пленке не хватает света - а увеличить освещение нельзя (это космос, источник света тут один - солнце). Поэтому движение "космических кораблей" снимали при помощи покадровой анимации.

Самое забавное - из чего их строили. Из детских конструкторов ( и делегация специалистов была отправлена на выставку моделей в Германию, чтобы закупить лучшие образцы подобных наборов). Для освещения изнутри использовали миниатюрные лампочками накаливания и часто приходилось прекращать съемку, потому что лампочки излучали столько тепла, что грозили расплавить пластмассовую конструкцию.

 а вот и сам режиссёр крупным планом: Кубрик и его полароид на съёмках "Одиссеи"

ЗВЁЗДНЫЕ ВРАТА (БЛИЖЕ К КОНЦУ ФИЛЬМА, ВЫГЛЯДЯТ КАК КОМПЬЮТЕРНАЯ АНИМАЦИЯ):

На самом деле использовлась технология slit-scan. Эта технология заключается в том, что перед кадром пленки ставят заслонку с тонкой щелью. Щель передвигают вдоль кадра, одновременно заставляя двигаться снимаемый объект. В результате на пленке появляется деформированное изображение. Именно так были сделаны кадры фильма, которые ведут к финальной сцене – со стареющим астронавтом, инопланетным артефактом и звездным ребенком.


ГРИМ И КОСТЮМЫ ДЛЯ ЛЮДЕЙ-ОБЕЗЬЯН:

люди-обезьяны Саймон Дэвис (Simon Davis) и
Ричард Вудс (Richard Woods) (полароид Стэнли Кубрика)
О создании грима расскажет сам Кубрик:


"Мы потратили целый год на то, чтобы эти костюмы выглядели убедительно, а не просто как обычная работа гримера. В конце концов, мы разработали макет черепа из чрезвычайно лёгкого и мягкого пластика, к которому мы приспособили искусственные лицевые мускулы, которые управляли губами, когда открывается и закрывается рот. Сам по себе рот тоже потребовал немалой работы – в нём были сделаны искусственные зубы и искусственный язык, которым актёр мог управлять при помощи крошечного тумблера, чтобы издавать ворчание, похожее на настоящее. Некоторые маски даже имели встроенные механизмы, которые двигали искусственные мускулы на щеках и под глазами. Все обезьяны, кроме двух детёнышей, были сыграны мужчинами, большинство из которых - танцоры или мимы. Благодаря этому они двигались лучше, чем большинство киношных обезьян".

как вы понимаете, "Заря человечества" снималась в павильоне. 
А вот и мимы в костюмах

подготовительный эскиз к фильму. Движения людей-обезьян. В начале листка написано:
"Заря человечества. Передвижения австралопитеков"
(австралопитеки - группа ископаемых высших приматов, возможно, предков людей)


человек рядом с людьми-обезьянами -Стюарт Фриборн (Stuart Freeborn) - 
знаменитый гримёр, создатель людей-обезьян (а ещё он работал над трилогией 
"Звёздных войн" и именно он придумал, как будет выглядеть Йода)

ВСЕ СТАТЬИ НАШЕГО БЛОГА О ФИЛЬМЕ "КОСМИЧЕСКАЯ ОДИССЕЯ 2001":


БЫСТРЫЙ ПЕРЕХОД:


Комментариев нет:

Отправить комментарий